Для Мурманска подбор кадров долгое время был одной из самых насущных и трудно решаемых проблем. Это неудивительно – после Гражданской войны население краевого центра быстро сокращалось. Представитель Архангельского губисполкома Пятигорский, посетив Мурманск в июле 1920 года, сделал безрадостный вывод: жизнь города вскоре может замереть, так как «ежемесячно из трехтысячного населения выбывает 500 человек». А на III съезде Советов Мурманского уезда, проходившем в конце 1920 - начале 1921 года, заведующий отделом здравоохранения Н. Г. Борисов предложил, «ввиду особых климатических условий… вредно сказывающихся на здоровье живущих в нем», проводить периодические смены рабочих и служащих, определив соответствующие миграционные центры и продолжительность вахт. «Город населен пришельцами, соблазненными перспективами наживы, и служащими, заманенными хорошими окладами и пайками, - отмечали в 1921 году посетившие Мурманск вологодские экскурсанты. - Все мечтают вернуться в «Россию». Это выражение встречается постоянно».
Между тем, надо было трудиться, обустраивать жизнь на северной окраине страны, разгружать приходившие в мурманский порт иностранные пароходы с углем – советская власть боролась с топливным кризисом. В общем, нужны были кадры. Приведу лишь один пример, показывающий какие усилия приходилось прилагать первым кадровикам красного Мурмана для того, чтобы обеспечить незамерзающий порт на Кольском полуострове рабочей силой. 24 октября 1921 года уполномоченный Мургубисполкома Делегойдин докладывал, что им «7 июня был получен мандат от Отдела труда на получение из Воронежа 5 тысяч человек рабочих. По приезде в Воронеж оказалось, что без наряда Наркомтруда получить рабочих нельзя было. Т. Делегойдин возвратился в Мурманск, взял другой мандат с заездом в Наркомтруд, Наркомпут и Наркомпрод (подобные сокращения были характерной чертой того времени, невольно вспоминается знаменитое «замкомпоморде» - заместитель командира по морскским делам – И.Г.) для санкционирования. В Наркомпроде сочли необходимым изменить наряд вместо Воронежа на Саратовскую и Самарскую губернии. От вербовки рабочих в Чувашской области т. Делегойдин отказался… В Саратове рабочих было достаточно и с получением телеграммы… о скорейшей отправке в Мурманск рабочих ввиду прибытия заграничных пароходов, т. Делегойдин навербовал положенное на Саратов количество рабочих и. кроме того, добавочно нанял 500 грузчиков и строительных рабочих. В общем отправлено из Саратовской губернии 4 эшелона с 1800 человеками рабочих с членами семей… Наряд на Самару остался невыполненным».
Казалось, вопрос был решен. Но не тут-то было. По прибытии эшелонов в Мурманск выяснилось, что саратовские рабочие согласились поехать на Кольский полуостров главным образом для того, чтобы спастись от охватившего тогда Поволжье страшного голода. Они были чрезвычайно истощены, заражены тифом и привезли с собой большое количество (значительно больше, чем значилось в официальных списках) иждивенцев – членов семей. То есть, толка от них не было никакого. Более того, для Мурманска, едва сводившего в ту пору в продовольственном плане концы с концами, их прибытие могло кончиться катастрофой.
10 ноября 1921 года на заседании президиума Мургубисполкома сообщалось, что «среди голодающих имеется до 35 процентов больных и 50 процентов нетрудоспособных, причем значительный процент пригодных к труду не имеет обмундирования. Отсутствие учета дало возможность поволжанам рассосаться». В итоге, президиум решил «произвести реэвакуацию голодающих из Мурманска, причем в первую очередь должно быть отправлено 50 вагонов, т.е. 1000 человек». Эшелон отправили «в сопровождении врача, сестер (медицинских – И.Г.) и отряда красноармейцев, чтобы не было дезертирства».
Кадровый вопрос решался трудно. Текучесть населения на протяжении всего довоенного времени была велика. Но ситуация постепенно менялась к лучшему. В 1929 году мурманчане уже рассказывали посетившему город писателю Максиму Горькому: «теперь к нам люди как с облаков падают. Только строй дома, поспевай!» Жизнь налаживалась. И в том, что население заполярной столицы росло, не последнюю роль сыграли кадровики.